ЦИФРА ВЫТЕСНИЛА ЦЕЛУЮ ЭПОХУ
IKEA перестает публиковать каталоги — текущее издание сезона 2020/2021 станет последним. Семидесятилетние традиции капитулировали перед цифровизацией. Отныне легендарный шведский концерн будет общаться со своими клиентами по-новому.
Совсем недавно в честь 70-летия своего первого каталога компании IKEA опубликовала цифровые версии каждого выпуска на сайте музея IKEA. Во время пандемии Covid для множества людей это стало безопасным способом развлечься, отправившись в путешествие на машине времени в прошлое скандинавского дизайна. Следующим шагом стал отказ от дальнейшего выпуска бумажных каталогов. Как сообщается в пресс-релизе, IKEA стала более цифровой и ориентируется на новые каналы связи с покупателями.
По состоянию на 2019 год IKEA – это 433 магазина в 53 странах. Ингвар Кампрад основал будущую мебельную империю в 1943 года как бизнес по продаже спичек, открыток и карандашей. В 1951 году был выпущен первый полноценный каталог ИКЕА. На обложке: культовое кресло MK. Спустя несколько лет оно было снято с производства, но вернулось в ретро-каталог в каталогах 2013 и 2014 годов как STRANDMON.
Бизнес стал быстро развиваться: клиенты могли отправлять заказы по телефону или по почте с помощью купона из каталога. Начиная с 1958 года покупатели могли зайти в первый магазин ИКЕА в Альмхульте, Швеция. Концепция «супермаркет для мебели» — это часть того, что сделало IKEA такой успешной. При этом сборка мебели своими руками не была первоначальной идеей – сначала мебель поставлялась в готовом виде. Впервые идея плоской упаковки возникла из потребности загружать столы LÖVET в багажник автомобиля покупателя – у столов стали демонтировать ножки.
Ранние каталоги IKEA имеют сравнительно утилитарный характер, все изменилось в начале 1970-х годов, когда на фотографиях появилась не просто мебель, а варианты интерьеров жилых помещений, которые выглядят привлекательно и сегодня.
Любопытно, что каталоги IKEA позволяют проследить, например, эволюцию планировки гостиной и влияние на нее появления телевизора. Первый телевизор появляется в каталоге 1958 года и со временем диваны и кресла, расставляемые ранее друг напротив друга для общения гостей, стали ориентировать по направлению к экрану.
Сегодня листая каталоги IKEA, можно проследить не только историю дизайна мебели и дизайна интерьера за минувшие семьдесят лет, но и историю полиграфии: развития шрифтов, изменения подходов к подаче материала, цветовых решений.
«Каталог вызывает бесчисленное количество прекрасных воспоминаний и эмоций как у наших клиентов, так и у наших сотрудников. На протяжении 70 лет это один из наших самых известных и популярных продуктов, который вдохновил миллиарды людей во всем мире. Решение закрыть каталог IKEA является следствием изменившегося поведения потребителей. В будущем мы будем взаимодействовать с людьми и вдохновлять их нашими интерьерными решениями через новые каналы», — прокомментировал решение компании Конрад Грюсс, управляющий директор Inter Ikea Systems B.V.
Решение не продолжать выпуск каталога было принято в ходе трансформации компании, которая должна сделать IKEA более цифровой и доступной. В прошлом году онлайн-торговля группы выросла на 45 %, а веб-сайт Ikea.com посетили более четырех миллиардов посетителей. При этом количество цифровых услуг увеличилось, были разработаны новые приложения.
IKEA хотела бы отдать должное истории каталога и отметить ее выпуском осенью 2021 года книги, посвященной дизайну интерьера.