ТАК РАБОТАЕТ ОТРАСЛЬ
По материалам журнала Möbelkultur
В Европе пандемия коронавируса затронула мебельную отрасль раньше, чем у нас. В Германии принудительно закрыты стационарные розничные мебельные магазины, в Италии с 23 марта закрыты и производства. Потрясения такого масштаба ни отрасли, ни экономике в целом переживать еще не приходилось. По крайней мере – со времен Второй мировой. Как реагирует профессиональное мебельное сообщество в Германии на сложившуюся ситуацию ? И как реагирует отрасль у нас ?
В любом случае результат будет катастрофическим. Далеко не все ныне успешные компании смогут пережить этот кризис. Тем не менее, отрасль в Германии пытается сплотиться. Многочисленные ассоциации и союзы выпускают обращения к участникам отрасли, проводят on-line встречи с представителями бизнеса и совместно разрабатывают антикризисные меры, направляют предложения властям по поддержке предприятий.
Не остаются в стороне и мебельные СМИ. Корона-кризис спровоцировал информационный бум — новостные ленты пестрят сообщениями, частота обновления новостей зашкаливает. В такой ситуации трудно отфильтровать информацию и выбрать наиболее важное для отрасли. Поэтому специализированный журнал «Möbelkultur», превратившийся в последнее время в отраслевой медиапортал, приступил к выпуску ежедневно обновляемого сборника статей «Corona Update», касающихся проблем мебельной отрасли, связанной в пандемией. Цель – собрать в одном месте всю актуальную информацию, полезную мебельщикам, дать высказаться лидерам отрасли, сплотить сообщество.
С 9 марта по 27 марта 2020 г. опубликовано 34 статьи — это анализ ситуации, экспертные мнения, интервью с руководителями ассоциаций, закупочных союзов и отдельных компаний, консультации финансистов и юристов.
Здесь можно найти самую разнообразную информацию:
- о рыночной ситуации
- текущее состояние спроса и предложения,
- состояние смежных рынков (встроенной техники, аксессуаров и пр.),
- положение с импортом и экспортом,
- рынок недвижимости и его влиянии на спрос на мебель,
- анализ потерь предпринимателей во время пандемии,
- влияние отмены выставок на сложившиеся циклы развития отрасли, перспективы виртуальных выставок,
- интервью с экспертом в области психологии потребления под говорящим заголовком «Хуже, чем Чернобыль»,
- прогноз изменений после кризиса – к чему готовиться мебельной отрасли уже сейчас,
- вопросы законодательства
- трудовое право – советы юристов о работе в условиях карантина,
- правила применения сокращенного рабочего времени, работы в выходные дни, удаленной работы,
- разъяснения решений федеральных и местных сластей ( что они означают для мебельщиков),
- опыт выживания бизнеса во время пандемии
- анализ ситуации в других пострадавших странах для учета их опыта в Германии,
- реакция крупнейших мебельных ритейлеров ( IKEA, XXXLutz, Höffner, Porta ) на решение федерального правительства о закрытии стационарных магазинов,
- создание фонда финансовых поручительств для малых и средних предприятий,
- работа транспортных компаний, занимающихся доставкой мебели в Европе, в условиях карантинных мероприятий,
- расширение полосы пропускания для бесперебойной работы интернета во время удаленной работы,
- советы экспертов – чем заняться мебельной компании во время вынужденного простоя, чтобы извлечь из этого максимальную пользу,
- конкретные меры по выживанию бизнеса,
- IT-решения для мебельной отрасли
- интернет-решения для поддержки стационарных мебельных магазинов, не торгующих через интернет-магазины,
- специальные программные средства (симуляторы) для анализа финансовой устойчивости компаний в условиях кризиса,
- новые гигиенические правила при реализации заказов через интернет-каналы,
- советы по организации интернет-торговли и особенности маркетинга в сети.
Кроме того, в ситуации, которая меняется практически каждый час был создан постоянно обновляемый список мебельных компаний, из которого можно увидеть: кто все еще производит, кто отправил сотрудников в отпуск, где еще отгружается продукция, с кем еще можно связаться. Мебельные компании на добровольной основе вносят информацию о себе в такой список.
Разностороннюю поддержку мебельному бизнесу оказывают ассоциации и закупочные союзы. Так, генеральный директор группы компаний MHK Group AG и президент закупочного союза BVDM, Ханс Стротхофф призывает к сотрудничеству: «Давайте действовать сообща, чтобы сохранить уникальность нашей отрасли». В группу входят 15 компаний: банк Cronbank AG, рекламное агентство info-text, поставщик интернет-услуг macrocom, поставщик программного обеспечения для планирования кухонь Carat, франчайзинговая система Reddy Küchen GmbH и т.д.
На сегодня все партнеры группы MHK активно включились в противостояние корона-кризису. За последние 8 рабочих дней было разработаны и опубликованы 13 информационных бюллетеней с различными рекомендациями, созданы службы поддержки:
- группа помогает воспользоваться программами поддержки банка развития KfW и собственного банка группы Cronbank,
- создана телефонная горячая линия для дилеров, а также центральный контактный пункт для ежедневного приема и обработки письменных вопросов (по электронной почте) — ответы готовит команда MHK,
- все ответы на заданные вопросы систематизируются и часто задаваемые вопросы (FAQ) на ежедневной основе публикуются для всех партнеров,
- наиболее важные вопросы обобщаются раз в неделю и по пятницам отправляются бесплатно через отраслевой бюллетень,
- дочерняя компания MHK Carat выпускает рекомендации для перехода на продажу через интернет; она помогает следовать призыву к социальному дистанцированию, предлагая обновленное приложение, позволяющее конечным клиентам самостоятельно замерять свои помещения с помощью смартфона, а также — веб-планировщик и приложение для удаленных консультаций на основе технологий совместного использования экрана (Screen-Sharing).
Что же предпринимает наша мебельная отрасль?
У нас пока ни население, ни предприятия отрасли явно не осознают
серьезности положения. Горожане используют дополнительные выходные для
совместных прогулок и встреч с друзьями, во дворах полно детей.
Мебельные фабрики пока тоже живут повседневными заботами – все говорят о
кризисе, на мало кто что-то предпринимает. Между тем, процесс развивается так,
что уровня Германии по числу зараженных мы достигнем уже к концу апреля. А
последствия, скорее всего, окажутся гораздо более негативными.
На
сайте ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности –
безмятежная тишина. После поздравлений с 8 марта – только пара новостей,
касающихся пандемии. Одна – перепечатка приглашения на мероприятие REKANA и
МИР (см. ниже), к которому ассоциация не имеет никакого отношения. Вторая –
обращение к Председателю Правительства с просьбой принять комплексные меры для
поддержки предприятий отрасли.
Это казалось бы серьезный шаг, если не читать сами пункты. Как, например,
можно расценить предложение «освободить предприятия мебельной отрасли от уплаты
всех налогов, включая налог на доходы физических лиц и страховые взносы с
выплат сотрудникам»? Думаете автор такого радикального предложения серьезно рассчитывал
на успех ? Можно ли это назвать конструктивным
подходом? Такие пункты, на мой взгляд, девальвируют вообще весь документ и
отношение к авторам воззвания.
Другой пункт: «Включить во вновь разрабатываемые критерии стандартного жилья обеспечение стандартного жилья минимально необходимым комплектом мебели (кухня, прихожая, мебель для ванных комнат). Если даже такое предложение примут – когда можно ожидать результат ? В середине апреля ? В мае ? Это пункт безотлагательных мер, связанных с пандемией или очередная дежурная челобитная ?
Отраслевые СМИ проявляют бoльшую активность, но выражается она не в оказании конкретной (информационной) помощи предприятиям, а в публикации видения текущей ситуации и рассуждений экспертов.
Так, журнал «Мебельный бизнес», не дожидаясь выхода бумажной версии мартовского номера, опубликовал online выдержки из интервью основательницы прогнозного бюро Trend Union, аналитика Ли Эделькорт. Очень интересные размышления о культуре замедления ритма жизни (Slow Movement), глобальных тенденциях «медленной экономики», о том, как изменится потребление после выхода из кризиса. Но это все о том, что будет после кризиса, а что делать мебельщикам завтра или в течение пары недель?
Также «Мебельный бизнес» публикует мнения мебельщиков о текущей ситуации.
Показательно, что этот раздел журнал озаглавил «В порядке психотерапии», выражая тем самым (может и неосознанно) отношение к данной тематике, как к чему-то, являющемуся больше плодом воображения, и что можно преодолеть, просто поговорив об этом.
Созданное совсем недавно агентство FC Project (Furniture Communication Project), специализирующееся на организации деловых мероприятий, стажировок и бизнес-туров, на днях запустило новостной таймлайн “Карантин в реальном времени ”. Задействованы социальные сети. Формат получается более живой, динамичный. По форме… Но содержание определяют сами мебельщики, а они демонстрируют явное недопонимание того, что их ждет в ближайшие недели.
Некоторые говорят о локальных успехах, например, росте по сравнению с предыдущим месяцем. Другие пытаются предсказать процент падения спроса, тогда как рынок в ближайшее время будет просто «закрыт», а спрос «обнулен».
Кто-то говорит об открытии новых салонов, не осознавая, что вскоре придется закрыть и старые. Исходя из опыта предыдущих кризисов, мебельные фабрики делают многомесячные запасы материалов, не задумываясь о том, что в этот раз под угрозой окажется не столько снабжение, сколько сбыт.
Практически все говорят о том, что внимательно следят за ситуацией и советуют не поддаваться панике, но никто не говорит о том, какие конкретные шаги предпринимаются. Никто не сообщил о разработке детальных планов спасения и консервации бизнеса в условиях принудительного закрытия салонов и производств на длительный период.
Рассчитан ли период выживаемости предприятия с нулевой выручкой ? В какой момент придется увольнять персонал, с кого начать ? Что делать с арендой, кредитами ? На какую помощь от государства можно рассчитывать ? На такие вопросы ответов нет. Но такие вопросы пока никто и не задает.
Возможно ситуацию переломит созванная по инициативе REKANA и МИР на 31 марта экстренная онлайн-встреча единомышленников мебельного рынка «ПЛАН-Б АНТИПАНИКА». Планируется найти ответ на вопрос, что необходимо предпринять владельцу мебельной компании для того, чтобы пережить ближайшие четыре недели.
Повестка предельно конкретная. Соответствует моменту, так как именно в следующие четыре недели будут происходить драматические изменения отрасли.
Мебельщики активно откликнулись на предложенное мероприятие.
Консалтинговый центр ( ММКЦ) старается также оперативно реагировать на ситуацию. Центр консультирует мебельщиков по вопросам поведения в кризис (поставщки, аренда и пр.), на днях центр опубликовал план действий из 8 пунктов, а чуть позже — дополнение к плану. На 31 марта ММКЦ анонсировал свою онлайн-трансляцию по проблеме корона-кризиса.
Подводя итог, можно сказать, что наша мебельная отрасль значительно уступает немецкой — как по экономической мощи, так и в плане организованности. У нас до последнего времени не было активно действующих объединяющих организаций. А формально существующие отличались крайней пассивностью.
Откровенно говоря, сама потребность к объединению пока не созрела. Это косвенно выражается и в слабой кооперации, неразвитости аутсорсинга – каждый хотел создать свое натуральное хозяйство и огородиться не только от конкурентов, но и от партнеров и даже от журналистов глухим забором. Уровень недоверия – зашкаливает.
Ситуация постепенно меняется буквально в последние месяцы – появился закупочный союз, агентство коммуникаций , хоть и медленно, но складываются профессиональные сообщества в соцсетях, особо продвинутые мебельщики стали обращаться к маркетинговым агентствам и консалтинговым компаниям.
Возможно ситуация с корона-кризисом станет катализатором для сплочения, повышения уровня доверия и взаимопомощи. Здесь стоит присмотреться к опыту немецких и других европейских коллег и самим проявить инициативу. Хочется верить, что вместе мы сможем выстоять и сохранить нашу отрасль !