ЖЕРТВЫ МЕБЕЛЬНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Пережившую предынфарктное состояние в июне этого года крупнейшую европейскую мебельную сеть Kika / Leiner Group ждут новые потрясения. Закрываются филиалы, логистические центры, меняется руководство. В общей сложности рабочие места могут потерять более 1000 сотрудников.
В 1973 году Герберт Кох, зять Рудольфа Лейнера, открыл первый мебельный магазин Kika в Вене. Концепция «Cash and Carry» была новой для Австрии и стала довольно успешной. Один за другим открывались новые магазины, склады, логистические центры. Бизнес быстро развился в масштабную мебельную сеть.
Кроме стационарных магазинов Kika / Leiner активно развивала интернет-торговлю. В 2005 году Kika была названа лучшим интернет-магазином Австрии. С 2000-х годов началась международная экспансия – прежде всего в страны Восточной Европы. В 2009 году Kika начала открывать магазины в России, однако российская управляющая компания «Домашний интерьер» в 2011 году приняла решение выйти из франчайзингового соглашения с австрийской группой Kika/Leiner group и развивать сеть под собственным розничным брендом Hoff.
К 2013 году Kika / Leiner стала одной из ведущих мебельных сетей в Европе с числом сотрудников — 7500 человек в 73 подразделениях в семи странах. Число поставляемых артикулов товаров достигло 30 тысяч. Наиболее крупный логистический центр в Санкт-Пельтене ( Австрия) имел площадь около 100 тыс. кв. м и емкостью 30 тыс. мест хранения. Среднемесячный объем отгружаемых товаров составлял около 41 тыс. кубических метров. Ежегодный оборот группы достиг 1,2 млрд. евро.
В июне 2013 года наследники основателей фирмы решили продать свой бизнес новым хозяевам – группе Steinhoff. Сумма сделки составила 375 млн евро. Австрийцы надеялись, что их детище попало в надежные руки: «Для нас, как семейного бизнеса, выросшего в этой стране, важно, чтобы новый владелец сохранил бренд, обеспечил непрерывность и безопасность развития. Вот почему мы остановили свой выбор на Steinhoff. На сегодня это не только чрезвычайно успешная компания – это, как и мы, семейное предприятие со схожей философией качества».
Новый владелец, фирма Steinhoff была основана в 1964 году в Германии и специализировалась на импорте мебели из стран Восточного блока. После падения «стены» компания приобрела нескольких своих поставщиков и организовала производство в Восточной Германии. В 1998 году компания была реорганизована и зарегистрирована как Steinhoff International Holdings Ltd на Йоханнесбургской фондовой бирже (ЮАР).
Благодаря дальнейшим приобретениям, особенно в Африке, Австралии и Соединенном Королевстве, группа Steinhoff значительно выросла в 2000-е годы и восточногерманские мебельные фабрики были закрыты. После приобретения французской мебельной розничной сети Conforama в 2011 году Steinhoff стал вторым по величине мебельным ритейлером в Европе после Ikea. Таким образом, австрийская Kika в 2013 году попала в руки не немцев, а южноафриканцев, хотя и с немецкими корнями.
В 2015 году группа Steinhoff открыла штаб-квартиру в Амстердаме и ее акции начали котироваться на Франкфуртской бирже. К тому времени в группе работало уже около 112 тысяч сотрудников и оборот составлял около 13 млрд. евро. Поглощения различных смежных бизнесов продолжались. Например, в августе 2016 года стало известно о сделке по приобретению крупнейшей в США матрасной фирмы Mattress Firm за 3,4 млрд евро.
Все было спокойно до конца 2017 года. Аналитики уже прогнозировали на 2018 финансовый год для Steinhoff продажи в размере до 21 млрд евро и прибыль — 1,7 млрд. Но 5 декабря 2017 года стало известно о нарушениях в финансовой отчетности Steinhoff. Генеральный директор Steinhoff незамедлительно подал в отставку и на следующий день акции компании потеряли 60 % своей стоимости. К концу декабря потери составили уже 90 %.
В апреле 2018 года было объявлено, что австрийская мебельная сеть XXXLutz выкупает у Steinhoff долю немецкого мебельного дискаунтера Poco за 266,25 миллиона евро. С 2008 года Poco принадлежал Steinhoff International Holdings и XXXLutz Group в соотношениях 50 % на 50 %.
В начале июня стало жарко в Kika / Leiner. В связи предстоящей в конце месяца массовой выплатой отпускных возникла нехватка финансов и проблемы с обслуживанием кредитов. Над Kika нависла угроза банкротства. После того, как поглощением заинтересовалась группа XXXLutz, на сцену вышла риэлтерская компания Signa Holding тирольского инвестора Рене Бенко и 22 июня 2018 года Kika / Leiner была им выкуплена за 550 млн евро. Signa среди прочего владеет немецкими торговыми домами KaDeWe и Karstadt, а также около 100 интернет-магазинами в 20 странах. В Signa Retail Group в настоящее время работает около 20 000 человек. Оборот в последние годы составляет более 4 млрд евро.
«Политика предыдущего владельца поставила группу Kika / Leiner на грань несостоятельности», — заявили в Signa. Предстоит серьезная реструктуризация. До конца 2018 года будут закрыты ряд магазинов и логистических центров. В остальных подразделениях, включая штаб-квартиру в Санкт-Пельтене, будет пересмотрено штатное расписание.
Из примерно 5100 рабочих мест около 1100 может быть в конечном итоге ликвидировано. Для сотрудников, которые узнали о планах такой радикальной перестройки в прошлый четверг, это стало шоком. Но, с другой стороны, только существенное сокращение издержек и оптимизация бизнес-процессов поможет возродить традиционную австрийскую мебельную компанию. «Мы абсолютно уверены в том, что с сильным основным бизнесом Kika / Leiner снова станет успешной», — говорит Вольфрам Кейл, управляющий директор Signa-Retail GmbH.
Комментарии автора:
Вряд ли такая рядовая для современного мира поглощений и слияний история обратила бы на себя внимание, если происходящее не затронуло известную компанию из нашей мебельной отрасли. Тем не менее, приведенная выше информация позволяет сделать некоторые выводы.
- Укрупнение, объединение, консолидирование – не являются синонимами надежности. В очередной раз это продемонстрировано — большая группа, входящая в состав еще более крупного холдинга стала заложником проблем головной компании.
- Слияния и поглощения ( mergers and acquisitions,M&A) – распространенная в последнее время стратегия укрупнения бизнеса. Естественным путем рост компании происходит гораздо медленнее. Однако, таким образом наращивается только объем — эффективность не только не повышается, но часто снижается. Исследования подтверждают — 57 % компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям развития от других участников данного рынка.
- Бизнес-идеи долго не живут. Найденный в 1970-е годы «золотой ключик» не может обеспечит удачу на многие десятилетия. Для успеха необходимы перемены и умение ими управлять (improvement).
- В России тема смены поколений собственников только начинает набирать актуальность. На Западе традиции столетних семейных предприятий постепенно уходят в прошлое. Внуки и даже дети часто не хотят продолжать дело. Семейный бизнес продается международным холдингам, инвестиционным фондам и т.п. При этом бренд, как правило, сохраняется и клиенты какое-то время не замечают изменений. Однако, без «родителя» семейный бизнес переходит в фазу заката, которая длится обычно не более 5-10 лет.
- И еще кое-что бросается в глаза — угроза банкротства только из-за того, что единовременно в июне не хватило наличности для выплаты отпускных ? На фоне задолженности по зарплате по полгода, не смотря на суровые законы, это выглядит необычно для российского бизнеса.