ЧТО ГОВОРЯТ НЕМЦЫ О РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
Мы уже писали о том, что Россия два года подряд становится импортером номер один для Германии с объемом 177 млн. евро в 2013 году. На этом фоне достаточно любопытно выглядят мнения ведущих экспертов немецкой машиностроительной отрасли о российском рынке деревообрабатывающего оборудования и его перспективах. Журнал Мöbelfertigung („Производство мебели“) в номере 3/2013, приуроченном к выставке LIGNA, опубликовал два больших интервью с ведущими специалистами деревообрабатывающей отрасли Германии: первое — с руководителем отраслевого союза Деревообрабатывающего оборудования VDMA доктором Бернхардом Дирром и председателем правления WEINIG AG г-ном Вольфгангом Пешлем, второе – с председателем правления HOMAG Group доктором Маркусом Фликом.
Очевидно, что собеседники такого уровня не только владеют полной информацией о состоянии и тенденциях мирового рынка деревообрабатывающего оборудования, но и способны влиять на его развитие. В обоих интервью было много интересного, но один объединяющий момент, касающийся России, обратил на себя особое внимание.
Дело в том, что в последние годы первые строчки немецкого экспорта попеременно занимают Китай и Россия. В 2010 году соотношение продаж в Россию и Китай было 102 и 231 млн. евро. Но с 2012 года страны поменялись местами. Второй год Россия занимает первое место с показателями 199 млн. евро в 2012 г. и 177 млн. евро в 2013 г., Казалось бы, успехи России могли воодушевить немецких коллег и такое событие не должно было остаться незамеченным в интервью. Но этого не случилось.
После обсуждения общего состояния рынка журналисты спросили: «Одно время Китай являлся страной-экспортером номер один. С 2012 года больше станков уходят снова в Россию – в дальнейшем так и будет ?» На это господин Пешль ответил, что скорее всего в будущем ситуация опять поменяется и Китай встанет снова во главе. Россия останется сильным рынком уже только потому, что она располагает большими лесными ресурсами и много заготавливает древесины. Но по развитию инвестиций Китай гораздо активнее. Доктор Дирр поддержал коллегу: «В России по-прежнему проблемы финансирования мешают реализации проектов, особенно в нашей отрасли». На китайском рынке немецкие машиностроители имеют возможность реализовывать комплексные проекты и поставлять большие установки и линии. Там растут требования к качеству мебели, а это в свою очередь повышает интерес к европейскому оборудованию.
Председатель правления Homag Group уже со второго абзаца интервью перешел к теме поставок оборудования в Китай. «Это огромный рынок с большими возможностями» — говорит г-н Маркус Флик. Здесь покупатели желают все чаще иметь мебель, соответствующую индивидуальным потребностям, поэтому в отрасли развиваются способы производства с размером партии от одной детали ( «Losgrösse 1» или «партия = 1 деталь» — это самая популярная тема в европейской мебельной промышленности уже более 10 лет). В Китае поднимается уровень заработной платы и становится ощутимой нехватка квалифицированных кадров в мебельной промышленности. В связи с этим очень актуальной становится тема автоматизации производства. Homag Group активно использует мощности своего китайского производства, налаживает связи с местными поставщиками комплектующих.
А что же Россия, занявшая первое место в структуре экспорта ? Странно, но когда журналисты после обсуждения китайской темы спросили г-на Флика: « Какие рынки еще рассматривает Homag Group для увеличения своего оборота?», — речь зашла о Северной Америке и Бразилии. И ни слова о России.
Журналисты снова задают вопрос о планах: « Для обеспечения дальнейшего роста требуются располагать производства на местах ? » Господин Флик ответил, что если говорить о странах БРИК, то в Бразилии, Индии и Китае производства Homag Group уже налажены, также производство действует в Польше. « А Россию мы покрываем с помощью импорта». И это единственное упоминание России на 4-х страницах интервью. Далее речь опять зашла о Китае.
Правда, странно ? Почему лидеры немецкого станкопрома хотя и уважительно отзываются о российском рынке, но как-то вскользь, без азарта, который их охватывает при разговоре о Европе, Китае, Америке и даже Африке ?
К сожалению, этот вопрос мы не имеем возможности задать участникам беседы напрямую. Но, исходя из сказанного ими, и на основе нашего опыта общения с европейскими производителями оборудования попробуем сформулировать причины.
Прежде всего следует отметить, что немецкий экспорт (более 1,7 млрд. евро) достаточно сильно диверсифицирован – распределен по участникам. Впечатляющие успехи каждого из лидеров в отдельности в процентном отношении к общим показателям выглядят не так уж внушительно.
Кроме того, внутренний немецкий рынок превышает объемы экспорта в Россию, Китай и Францию, вместе взятые. При таких соотношениях становится понятно, что для Германии не так уж важно кто возглавляет экспорт – важнее развивать само оборудование и быть привлекательной для любых рынков.
Российский рынок деревообрабатывающего оборудования имеет ряд особенностей. СССР закупал достаточно приличные объемы немецкого оборудования – причем это были современные для того периода автоматические линии. Когда старая система начале 90-х годов рухнула и на ее обломках зародился частный рынок, все понимали, что это еще ребенок, который должен был подрасти. Ему прощались детские болезни: неумение сформулировать свои потребности, незнание техники, слабое представление о мировом рынке, неспособность планировать сделки. Но размеры страны давали повод ожидать великолепных перспектив в будущем. И все ждали.
Шло время, ребенок рос. Ростом вышел недюжинным, даже обогнал сверстников… Только вот зрелости никак достигнуть не может. Времени для взросления прошло более, чем достаточно, а из положительных характеристик рынка до сих пор можно говорить только о его размерах.
Кроме пары десятков предприятий на огромной территории России так и не возникло заметного количества современных производств, основанных на новых технологиях, методах производства, отличающихся производственной культурой.
Причины такого положения дел, возможно, мы разберем в отдельной статье, а пока еще раз констатируем факт – рынок наш большой, но кроме этого, к сожалению, сказать про него пока нечего.