НЕМЕЦКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: ПОКУПАЮТ МНОГО, НО НЕМНОГИЕ
Второй год подряд Россия занимает первое место в структуре экспорта немецкого деревообрабатывающего оборудования. По официальным данным в 2013 году российские клиенты закупили оборудования на сумму около 177 млн. евро (без налогов). Это меньше, чем в 2012 году на 11 %. Второе и третье место заняли соответственно Китай ( 153 млн. евро со снижением 21%) и Франция ( 125 млн. евро — плюс 5 %). До 2011 года место импортера номер один занимал Китай. Например, в 2010 году соотношение немецкого экспорта в Россию и Китай было 102 и 231 млн. евро.
При этом Германия произвела в 2013 году на 5 % меньше деревообрабатывающих станков, чем год назад. Годовой оборот составил 2,2 млрд. евро против 2,3 в 2012 г. Общий объем экспорта составил 1,7 млрд. евро.
Расчеты показывают, что 177 млн. евро экспорта без НДС (EXW) соответствуют минимум 260 млн. евро с НДС, потраченным российскими фабриками на покупку немецкого деревообрабатывающего оборудования с учетом транспортных, таможенных расходов, НДС и дилерского процента.
Чтобы понять много это или мало попробуем определить сколько с среднем пришлось на каждое предприятие. Росстат утверждает, что деревообработкой в России занимаются около 18,7 тысяч предприятий (мебельных, столярных, лесопильных и т.д.). Но мы знаем, что практически каждое производственное предприятие представлено несколькими юридическими лицами. Часть предприятий занимаются не производством, а торговлей или другими услугами, а часть – вообще только числятся на бумаге. Возьмем на себя смелость оценить число реальных производств, закупающих какое-либо оборудование очень приблизительно в 10 тыс. ( в данном случае точная цифра не так важна).
2013 год был не простым и примерно половине российских деревообработчиков (т.е. 5 тыс.) в 2013 году было вообще не до новых станков. А остальные 5 тыс. покупали не только немецкое, но и итальянское, и китайское оборудование. По европейской статистике в стоимостном выражении экспорт в Россию распределяется примерно так: 53 % Германия, 20 % Италия, 13 % Китай. Данные Евросоюза по китайскому экспорту в Россию (особенно в азиатскую часть) явно не полные. С учетом этого, а также разницы в ценах на оборудование из этих стран соотношение в натуральном выражении ( в штуках) будет несколько иным. Точных данных нет, но рискнем предположить, что эти страны распределятся примерно по 30 % (10 % оставим на другие страны и отечественные станки).
Также понятно, что каждое отдельное предприятие закупает оборудование из разных стран, но для расчета представим, что покупатели также по 30 % распределены по основным экспортерам. Тогда получается, что в «одни руки» немецкого оборудования в среднем попадает на 260 000 000 /( 5 000 х 0,3) ≈ 170 тыс. евро.
Средняя цифра в 170 тыс. евро, выведенная нами из достаточно субъективных допущений, выглядит тем не менее достаточно правдоподобно. То, что при этом многие фирмы покупают относительно недорогие немецкие станки ( форматные, фрезерные, ручные кромкооблицовочные) по цене 20 – 30 тыс. евро, говорит о том, что полученный нами средний результат достигается за счет контрактов в сотни и даже миллионы евро.
В любом случае ясно следующее:
— дорогостоящее немецкое оборудование продается в Россию в достаточно больших объемах,
— распределяется оно не равномерно, оседая в основном у ограниченного круга предприятий, обладающих для этого необходимыми ресурсами,
— эти наиболее сильные игроки рынка, благодаря хорошему техническому оснащению, могут обеспечить высокое качество, чем и привлекают все больше клиентов,
— в результате без заказов остаются остальные производители,
— круг замыкается – ресурсы продолжают концентрироваться. Появляются фабрики, сопоставимые по оснащенности с европейскими.
Это естественный процесс становления рынка. Следующим этапом развития отрасли могла бы стать кооперация, когда оснащенные на высоком индустриальном уровне фабрики, выполняли бы заказы не только конечных потребителей, но и развитой сети небольших цехов, дизайн-студий и т.п. Пока же в России множество «гаражных» мастерских, выпускающих мебель или двери на «детских» станках, но стремящихся сохранить полный цикл производства. В результате страдает качество, не хватает технического персонала, постоянный аврал и сбои.
Приведенные выше цифры позволяют оценить объем произведенного деревообрабатывающего оборудования, оставшегося в 2013 году на внутреннем рынке Германии: 2,2 млрд – 1,7 млрд = 0,5 млрд. евро. Обратите внимание — это больше, чем суммарный экспорт в Россию, Китай и Францию. Таким образом, если импортером номер один для Германии является Россия, то покупателем номер один с большим отрывом является сама Германия.