• Главная
  • О проекте
  • Консалтинг

Новиков Олег Holz Expert
06.06.2018

НАДЕЖНЫЙ СПОСОБ ЗАГУБИТЬ РЕФОРМЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Holz Expert
Далеко не все собственники производственных предприятий осознают необходимость реформ. Но те из них, кто все-таки задумываются о преобразованиях могут легко загубить их на корню, даже не начав. Для этого достаточно всего лишь поручить реализацию реформ… Кому именно, по нашему опыту, не следует этого доверять мы и расскажем в данной статье.

Рано или поздно владельцы бизнеса начинают замечать, что с их производством творится что-то неладное. Затраты растут, а прибыль – падает. Все больше капитала замораживается в незавершенном производстве и материальных запасах. Выручка на одного сотрудника, выручка с квадратного метра и другие показатели эффективности у конкурентов оказываются выше. Качество продукции и сроки поставка не удовлетворяют покупателей. Возникают ошибки в комплектации. Приходит осознание необходимости перемен.

Кто должен проанализировать ситуацию, выработать план улучшений и воплотить его в жизнь ? И здесь, казалось бы, нормальная логика рассуждений приводит шефов к ложному выводу.

Владельцы предприятий рассуждают так – раз речь идет о производстве, то и заниматься этим должен начальник производства (директор производства, технический директор или главный инженер и т.п.). Вот этот вывод и есть самый надежный способ загубить реформы, даже не начав их.

Почему ? В чем ошибка ? Кто знает производство лучше, чем руководители производства? Разве не они отвечают за его эффективность ? Давайте разберемся подробнее.

Хотите похоронить реформы ? Доверьте их начальнику производства…

Прежде чем начать преобразования, необходимо признать, что существующее положение дел не оптимально. Невозможно двигаться вперед без того, чтобы не зафиксировать существующие проблемы. Недостатки в организации возникают и накапливаются всегда и это особенность развития. Чем быстрее растет компания, тем выше вероятность, что в какие-то моменты ее структура, процессы, методы управления будут отставать от достигнутого уровня. Это вполне нормальный объективный процесс. Но какой же собственник у нас согласится со словом «объективный» в отношении недостатков ? Российский стиль управления предполагает обязательный поиск и наказание виновных.

В шахматах существует понятие «вилка» – когда угроза возникает сразу для двух фигур и приходится выбирать какой из них пожертвовать. Так вот, когда владелец бизнеса начинает задумываться о реформах, у начальника производства возникает подобная вилка – признавать или не признавать наличие проблем.

С одной стороны, если признать недочеты в организации и управлении производством, то возникает вопрос – кто допустил эти ошибки ? И тогда сложно будет объяснить, что это объективные последствия бурного роста. Обвинен будет точно конкретный человек — руководитель производства.

С другой стороны, если настаивать на том, что производство организовано и управляется оптимально, то возникает вопрос – откуда тогда берутся проблемы с эффективностью? Но здесь можно отвести от себя угрозу, свалив все на внешние факторы: «Поставщики материалов срывают сроки и подсовывают брак», «Малограмотный персонал ломает станки и прогуливает», «Слабый рынок, спрос на минимуме, производство простаивает без заказов», «А новые станки, которые я давно прошу, Вы уже второй год не покупаете»…

Много ли собственников, готовых разбираться в объективных причинах недостатков, а не просто искать и наказывать виновных ? Много ли на фоне карательного подхода к управлению бизнесом найдется смельчаков, признать наличие проблем ? Поэтому заранее ясно, какой «фигурой» пожертвует начальник производства ! Будет предпринято все возможное, чтобы оградить от внешних взглядов вверенное ему хозяйство, объявив его абсолютно беспроблемным.

Holz Expert

 

Если после очередной конференции по бережливому производству, или после посещения зарубежного предприятия, или в результате общения с консалтинговой компанией собственник вдруг вдохновится новыми идеями и предложит подумать о них руководителю производства, то ответ будет предсказуем: «Идеи хорошие, но у нас они не пойдут». Почему не пойдут ?

 

«В силу специфики нашего предприятия», — ответит начальник производства. Почему все идут одним путем и только ваша фирма такая особенная, что у нее свой особый путь ? Тут можно сыграть на слабостях владельца – ему же нравится быть уникальным, лучше умнее, круче других…

Так что забрезжившие было сомнения и желания перемен быстро рассеиваются и возвращается спокойствие и уверенность в том, что «мы и так лучше всех», просто рынок сейчас слабый, заказов мало, курс рубля слабый. Надо подождать и все образуется само собой.

Можно ли вытащить себя за волосы из болота ?

Конечно же, бывают исключения. Мудрый собственник, понимающий, что не всегда виноваты исполнители. Или прогрессивный и смелый руководитель производства, который что ради пользы дела готов признать наличие проблем. Достаточно ли этого, чтобы начать реформы и успешно вывести бизнес на новый уровень развития ?

Признание проблем дается тяжело, но это только первый шаг. Дальше требуется длительная кропотливая работа. Готовы ли к ней руководители производств ?

Большинство из них – настоящие трудяги, не жалеющие сил и нервов в борьбе с ежедневными проблемами. Они прекрасно справляются со своей основной задачей – поддерживать в работоспособном состоянии свое хозяйство, обеспечивать выполнение текущих заказов. 

Но реформы – это совсем другое. И для такой работы, кроме желания ею заниматься, требуется два ресурса: свободное время и специальные знания. Как правило, оба этих ресурса у начальников производств — в дефиците.

То, что не хватает времени – это понятно. Выполнение основных обязанностей по ежедневному управлению производством требует полной отдачи. С нехваткой знаний сложнее.

Российская практика, унаследованная из советских времен, такова, что руководят производством технари, а не управленцы. У нас готовят менеджеров все мастей, но все больше для работы в офисе. Настоящих профессиональных управленцев, знающих производство найти сложно – готовить специалистов по производственному менеджменту у нас стали не так давно.

Holz Expert

В результате у руля производств оказываются бывшие военные, машиностроители, авиаторы и ракетчики, физики и компьютерщики и т.д.

Железки они знают хорошо, персоналом управляют – хуже. А с современными концепциями построения и управления производственными процессами знакомы только понаслышке.

Вопросы эффективности они понимают по-своему – все должно крутиться и вертеться, люди не должны стоять без дела, станки не должны простаивать. Хотим больше производить – значить нужно больше людей или больше станков.

Поэтому опора на внутренние кадровые ресурсы даже при понимании руководством и собственниками необходимости перемен редко может привести к желаемым результатам. Нужен импульс извне.

 

Откуда ждать помощи ?

Если собственник искренне заинтересован в реформах и хочет решительно встать на путь совершенствования ему нужен как минимум один сотрудник, который сочетает в себе знания, опыт, лидерские качества и умение ладить с людьми.

Причем одних знаний категорически недостаточно. На практике умные и образованные сотрудники, которым поручено совершить прорыв, часто оказываются изгоями в коллективе. Они мучают сотрудников непонятными заданиями, завешивают стены мудреными графиками и таблицами, в их адрес те же начальники производств отпускают язвительные замечания: «Я же с самого начала говорил — ничего не получится».

Настоящий агент перемен, а именно так принято называть таких сотрудников, должен уметь показать выгоду от преобразований любому работнику предприятия – от генерального директора до рабочих в цехах. Он должен быть способен простым и доходчивым языком объяснить всем что и зачем он собирается делать и вовлечь в реформы весь коллектив.

Так как агент перемен вторгается на территорию руководителя производства именно с ним он должен установить доверительные отношения. Необходимо показать, что он ни в коем случае не собирается выискивать ошибки, чтобы как-то дискредитировать начальника производства. Важно суметь объединить усилия и направить их в конструктивное русло. Агент перемен, не сыщик или прокурор – он помощник, способный в конечном итоге не усложнить, а облегчить работу начальнику производства. При таком подходе руководитель производства сможет оказать агенту перемен неоценимую помощь своим опытом и поддержкой.

Дело владельца бизнеса создать благоприятный фон для реформ. Он должен наделить агента перемен определенным статусом и полномочиями.
В зависимости от размера предприятия – это может быть один сотрудник (директор или заместитель по развитию производства) или группа ( отдел). Реформы могут занимать полностью или частично рабочее время такого сотрудника ( или группы). Ничего страшного, если такой сотрудник пришел из другой отрасли. Наоборот — приток свежих идей может оказаться полезным.

Агента перемен следует освободить от рутинной работы. В любом случае у него должно быть достаточно времени не только на видимое проявление активности, но и на такие творческие фазы работы, как обдумывание, обсуждение, самообразование, обмен опытом с коллегами из других отраслей и т.п.

Агенты перемен натуры творческие — после того, как найдены пути решения сложной задачи, они теряют к ней интерес, переключаясь на новые цели. Поэтому для успешного осуществления преобразований такого революционера необходимо окружить командой исполнителей, способных развивать успех и доводить его до практической реализации.

Holz Expert

Таким образом, если вы не хотите загубить реформы:

  • не ставьте начальника производства в неловкое положение, заставляя лгать вам об отсутствии проблем, тем более, что далеко не все из них следствие его просчетов,
  • найдите грамотного и активного агента перемен и подружите его с начальником производства — такой тандем станет условием устойчивого развития,
  • создайте сбалансированную команду перемен и превратите революцию в системную работу.


Смотрите также...

ХОРОШО, КОГДА ЕСТЬ С КЕМ ПОСОВЕТОВАТЬСЯ !
ОВЕРИНЖИНИРИНГ. ЛУЧШЕЕ ВРАГ ХОРОШЕГО
КАК ЗАРАБОТАТЬ НА МЕБЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ


  • КАК ЗАРАБОТАТЬ НА МЕБЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
  • АРАБСКОЕ ЧУДО С НЕМЕЦКИМ АКЦЕНТОМ

О проекте

Сотрудники Holz Expert оказывают консалтинговые услуги для мебельных предприятий.
Наша профессия - производственный менеджмент.
Наша цель - повышение эффективности мебельных и деревообрабатывающих предприятий.
Но как у любых профессионалов, у нас возникает иногда потребность просто пообщаться: обсудить новинки, обменяться мнениями, поделиться опытом. Для этого мы и решили создать наш блог для мебельщиков.
Мы не гарантируем полное и системное изложение всех отраслевых событий – в блоге будет публиковаться только то, что нас лично заинтересовало. Надеемся, что это будет интересно и Вам.

 
Узнать больше...

HOLZ EXPERT
LIGNA 2017

Темы

  • Автоматизация
  • Взгляд со стороны
  • Выставки
  • Любопытные факты
  • Оборудование
  • Организация производства
  • Передовой опыт
  • События
HOLZ EXPERT
Holz Expert

Новые записи

УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА

ЦИФРА ВЫТЕСНИЛА ЦЕЛУЮ ЭПОХУ

НОВАЯ COVID-ИДЕЯ ДЛЯ МЕБЕЛЬЩИКОВ

ТАК РАБОТАЕТ ОТРАСЛЬ

НЕ ПОРА ЛИ СМЕНИТЬ УЧИТЕЛЕЙ