ОВЕРИНЖИНИРИНГ. ЛУЧШЕЕ ВРАГ ХОРОШЕГО
Как известно, классическая концепция бережливого производства выделяет семь видов потерь, которые сформулировал более полувека назад Тайити Оно, исполнительный директор Toyota. На практике одному из видов потерь уделяется, на наш взгляд, меньше внимания, чем остальным. В разных источниках его называют и трактуют немного по-разному. В российской литературе его чаще называют «излишняя обработка» или «ненужные этапы обработки».
Надо признать, что существуют некоторые разночтения в трактовке этого вида потерь. Некоторые источники обобщают его до любых «потерь процесса изготовления», другие связывают его с «необоснованными методами и средствами производства». Есть авторы, которые все сводят к отсутствию у рабочего некоего стандарта, без которого он якобы выполняет лишние процедуры, видимо, самостоятельно принимая решение о процессе изготовления деталей.
Если учесть, что остальные шесть видов потерь связаны либо с последствиями обработки ( перепроизводство, брак), либо с ее ожиданием ( запасы, пролеживание деталей, лишняя транспортировка, лишние перемещения персонала), то можно предположить, что должен быть как минимум один вид потерь, связанных непосредственно с обработкой.
При широкой трактовке к этому виду потерь отнести любые процессы, которых могло бы не быть вовсе или которые могли бы быть минимизированы: купленное сырье, которое требует доработки, операции, которые можно передать на аутсорсинг, использование станков с излишними технологическими возможностями, излишняя автоматизация, заложенные в конструкцию изделия избыточные свойства и т.д.
Кто важнее инженер или клиент ?
В западной литературе для описания этого вида потерь иногда используется термин Overengineering или Over-Engineering, дословно – «сверхинжиниринг».
Слово «оверинжиниринг» проникло и в русский язык, но пока его чаще используют компьютерщики для обозначение излишне громоздкого ( «индусского») кода. Специалисты говорят, что когда-то индийским программистам платили за строчки написанных ими программ, поэтому они выдавали сложный, объемный, витиеватый код.
Оверинжиниринг в производственном смысле имеет два аспекта:
- изготовление продукта слишком сложным и затратным способом – «из пушки по воробьям»,
- сам продукт может быть сверхинжиниринговым — с более высоким качеством, чем это требуется клиенту, с излишними свойствами и опциями.
С оверинжинирингом не связаны все виды потерь процесса изготовления в соответствии с упомянутой выше их широкой трактовкой. Но зато это явление интересно тем, что его иногда сложно распознать, не смотря на его распространенность. Не всегда просто определить являются ли некоторые свойства продукта или способа его изготовления недостатками или преимуществами.
Слово «оверинжиниринг» замечательно тем, что указывает на роль инженеров в происхождение данного вида производственных потерь.
Причиной оверинжиниринга может быть завышенный перфекционизм при производстве продукта. Самые современные станки, самые передовые технологии, самые лучшие материалы – все это составляет предмет гордости технических работников. Производственники часто не задаются вопросом можно ли сделать процесс проще и применить более простые средства. Спросите оператора, почему он выполняет операцию именно таким образом, и если в ответ Вы услышите: «Мы всегда так делали», — это четкое указание на несовершенство процессов.
Оверинжиниринг самого продукта объясняется недостатком знаний о реальных потребностях клиентов. Продукт настолько хорош, насколько его оценивает клиенты. Но часто клиентов никто и не спрашивает – за них решают инженеры, им кажется, что они лучше знают каким должен быть товар.
Любопытно, что иногда гениальное предвидение технарей действительно формирует будущий спрос. Вспомните появление персональных компьютеров, а затем и смартфонов и роль в этом Стива Джобса. Но в большинстве случаев пренебрежение реальными потребностями клиента и подмена их умозрительными предположениями инженеров приводят к печальным последствиям.
Сила и слабость инженерного подхода
Классическая инженерная страна – это Германия. Сложно представить себе техническую задачу, которая бы оказалась не по плечу немецким инженерам и высококвалифицированным рабочим. Но японцы критикуют немецкую промышленность за то, что она часто рождает монстров – самый тяжелый пресс в мире, самый сложный автомобильный мотор, самые точные, но громоздкие и дорогие станки. И все это, невзирая на цену, а главное — на потребности клиентов.
В книге Джеймса Вумека и Дэниела Джонса «Бережливое производство» целая глава называется «Бережливое производство бросает вызов немецкой традиции». В ней приводится драматическая история фирмы Porsche. На производстве трудились самые квалифицированные рабочие и инженеры Германии, они создавали шедевры автомобилестроения, но без оглядки на потери, в том числе и на оверинжиниринг. В результате прибыль в 10 миллионов долларов, которую компания получила в 1990-1991 годах, в 1991-1992 годах обратилась в 40-миллионные убытки при продажах в 1,5 миллиарда долларов. Легендарная марка оказалась на грани краха.
Слабостью немецкой концепции управления производством авторы называют подмену голоса потребителя мнением инженера. В результате продукт становится все сложнее и дороже. Когда в 90-е годы на традиционные немецкие рынки начали вторгаться восточно-азиатские компании, возникла паника и немцы начали переводить свои производства в страны с дешевой рабочей силой. И только через много лет пришло осознание, что причинами проблем были не только высокие заработные платы квалифицированных сотрудников, но и огромные потери из-за неоптимальной организации процессов.
Как бы ни был далек уровень производства в России от такового в Германии, инженерный уклон и у нас также силен. Локомотивами индустрии в СССР были оборонные предприятия. Во главе «фирм» стояли главные конструкторы, задачей которых было создание «изделий», наилучшим образом выполняющих свои функции, надежность, мощность, многократный запас прочности. Никаких упрощений, унификации, никакой технологичности. Об экономике никто не думал — цена не имела никакого значения.
До сих пор даже в таких мирных отраслях, как наша мебельная промышленность, мы чувствуем отголоски таких подходов:
- купить сложный кромкооблицовочный станок с автоматической быстрой переналадкой, специально разработанный для гибких производств, и поставить его на облицовывание меламином корпусных деталей,
- детали каркаса мягкой мебели обработать с теми же параметрами, что и лицевые детали, только потому, что станок позволяет это сделать,
- заставить ОТК контролировать все размеры, в том числе и не влияющие на выполнение данной деталью своих функций,
- предлагать клиенту столько вариантов цветов фасадов, сколько он не состоянии запомнить, а значит и оценить, только на том основании, что в прошлом были, пусть и единичные, заказы с данным цветом,
- сокращать сроки поставки, хотя клиент готов и подождать.
Высшее образование у нас было в основном инженерное, поэтому нас инженеры работают и в управлении, и в финансах, и даже в дизайне. Именно они являются авторами тех самых навороченных компьютерных столов с множеством полочек и подставок, пугающих своим жуткими непропорциональными формами. А детские многоуровневые кроватки ? Не важно, что дети их побаиваются, а среди полусотни деталей нет ни одной одинакового размера, и что даже с инструкцией собрать такое изделие затруднительно. Зато крепко и надежно…
Как избежать оверинжиниринга ?
Практика показывает, что для различных товаров затраты за счет сокращения функций и свойств, которые не требуются потребителям, могут быть снижены от 10 до 30 %, а иногда и больше. Поэтому вложения в изучение предпочтений покупателей окупаются за счет снижения издержек. Целенаправленные улучшения на основе результатов подобных исследований гораздо более эффективны, чем работа под абстрактным девизом: «Делать все лучше».
Оденьте «очки клиентов» и посмотрите на свои процессы и на сам товар. Может выяснится, что решение о покупке потребитель принимает совсем не по тем причинам, о которых Вы думали.
Посторонние люди со свежим взглядом часто могут быстрее обнаружить признаки оверинжиниринга. Почему бы их не пригласить на производство ? Это могут быть как профессиональные консультанты, так и сотрудники непрофильных отделов своего же предприятия: сбытовики, снабженцы, маркетологи и т.д. Проведите их по производству, разберите с ними новые разработки. Возможно иной угол зрения будет полезен, чтобы не пропустить излишние усложнения.
Выделите в неделю хотя бы один час для борьбы с оверинженирингом — как в цехах, так и при разработке новых продуктов. Не допускайте запуск изделий в производство без уверенности, что они с минимальными затратами приносят пользу покупателям.