ЕВРОПАЛЛЕТЕ УЖЕ ЗА ПЯТЬДЕСЯТ

pallete a1

Некоторые словари утверждают, что правильно писать  «палета», но на практике чаще  встречается все же сдвоенная буква «л», видимо от английского the pallet. Хотя иногда встречается и палетта – это уже под немецким влиянием (die Palette). Чтобы не навлечь на себя критику знатоков лингвистики применим исконно русское – «поддон». 

Одиннадцать досок и  девять  деревянных блоков ( шашек), скрепленные 78 гвоздями…  Казалось бы, что может быть проще ? Но именно этот продукт деревообработки в буквальном смысле «ворочает миллиардами».

В далеком 1961 году, когда о Beatles почти никто не знал, а в Европе был не EC (Евросоюз),  а только что созданное ЕЭС (Европейское Экономическое Сообщество), деревянный поддон был удостоен чести создания собственной ассоциации — «European Pallet Association —  EPAL» со штаб-квартирой в Мюнстере ( Германия).

С немецкой педантичностью было описано изделие, посчитан каждый гвоздь и утверждена схема их забивки в учетом направления волокон древесины. Установлено, что шляпки гвоздей не должны выступать над поверхностью досок, но в то же время не должны быть утоплены более, чем на 3 мм. На шляпке должны быть выбиты две буквы.

Сорта древесины, ее влажность, размеры каждого элемента – все было стандартизировано. Маркировать поддон полагалось выжиганием логотипа  EPAL  на левой шашке и EUR – на правой. На средней же должна быть информация о стране, производителе и фитосанитарной обработке, а также знак качества в виде скобки. Здесь же устанавливается дополнительный  79-й гвоздь со специальным символом, сигнализирующий о том, что поддон подвергался ремонту на лицензированном предприятии.

Европоддон должен нести до 1500 кг груза на вилах погрузчика и выдерживать статическую нагрузку при штабелировании  в 4 тонны.  А его собственный вес должен быть 25 кг.  Он должен выдерживать до шести падений с метровой высоты на один и тот  же угол. Основной размер евпроподдона 1200 х 800 мм, но стандартами предусмотрены на сегодня и другие габариты.

Благодаря стандартизации, стал возможен круговорот поддонов в мире. Если немецкая фура  перевозит во Францию груз на 30 паллетах, то там на месте он получает для возврата 30 точно таких же поддонов и не требуется ожидать распаковывания груза.      В мире циркулируют около 450 миллионов европаллет. Их общая длина почти в полтора раза больше расстояния от Земли до Луны.   И это только поддоны европейского образца. В Америке в обороте находится около 1,8 млрд. поддонов – на каждого жителя США их приходится по пять штук. Так как за океаном  действует дюймовая система измерений, то и поддоны там имеют несколько другие размеры.паллета склад

Кстати, первые в мире поддоны  появились именно в США сразу после изобретения вилочных погрузчиков в начале 20 века. Первый патент был зарегистрирован ровно 90 лет назад. Массовому распространению поддонов способствовала Вторая мировая война, во время которой США требовалось перемещать огромное количество военных и гражданских грузов в условиях недостатка рабочей силы. В настоящее время в США поддоны выпускаются в соответствии со стандартами, утвержденными NWPCA(National Wooden Pallet Container Association).

В СССР только в 1974 году был принят стандарт, предписывающий придерживаться базовых размеров, сходных с европейскими (основной 1200 х 800) при проектировании подъемно-транспортных средств и складского оборудования. А в 80-е годы были приняты нормы и на сами поддоны.

Полноценное участие в международном обмене тары у нас так и не прижилось. С нашей параноидальной таможенной системой к нам и ввезти то что-либо сложно, а уж вывезти это назад  еще сложнее: «Что упало – то пропало»…   Вот и превратилась наша территория не только в кладбище  подержанных автомобилей и оборудования, но и  зону утилизации старых паллет.  Хоть и появились в последнее время (с опозданием на несколько десятилетий)  пункты скупки-продажи поддонов, но до сих пор на многих складах поддоны попросту выбрасывают или сжигают.

Но, справедливости ради, надо сказать, что и в Европе не все так благополучно в последнее время.  Так, один из крупнейших производителей европоддонов,  из-за лицензионных разногласий с EPAL в 2008 году лишился права выпуска продукции под этой маркой. Однако было принято решение использовать имеющиеся производственные мощности для выпуска точно таких же поддонов, но маркировать их вместо EPAL  — WORLD.

Длительные судебные разбирательства привели к тому, что поддон WORLD был признан в 2010 г. полностью идентичным EPAL и пригодным для обмена. Хотя после суда прошло уже несколько лет, но EPAL до сих пор называет эти альтернативные паллеты – «так называемыми поддонами» и пугают потребителей тем, что если где-то вам поменяют «настоящие европаллеты» на «так называемые», то потом может возникнуть риск, что другие предприятия  вам их не поменяют обратно.

Тем временем, производитель WORLD-паллет успешно развивает концепцию «перепродажи вместо обмена»  с использованием залоговой стоимости ( подобной той, что используется в Европе для обмена стеклянных бутылок).

Кроме того, на современном этапе начал давать сбои процесс обмена поддонов. Стройная, но сложная система может работать, только если все участники четко выполняют правила. Но,  если немцы готовы следовать инструкциям, то на окраинах Европы с дисциплиной не все в порядке. В результате издержки всех участников обменного пула растут . Новой тенденцией стало применение одноразовых невозвратных паллет, изготовленных как правило из древесных отходов, картона или пластика.   Последний в логистической цепочке получает поддон в свое полное распоряжение.  Одна из первых стран, вышедших из пула обмена поддонов 31  декабря 2007 года стала Швейцария.

В отличие от многоразовых поддонов одноразовые имеют еще одно преимущество – они не подвержены фитопатогенному заражению. А в наше время, когда санитарный контроль на границах ужесточается и обычные деревянные поддоны должны проходить специальную обработку это очень актуально.

Если новая тенденция продолжится, то возможно в будущем можно будет отказаться от ежегодной заготовки миллионов кубометров древесины, идущей на такой, на первый взгляд, незаметный,  но такой массовый продукт деревообработки, как поддон.