ЖЕРТВЫ МЕБЕЛЬНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Пережившую предынфарктное состояние в июне этого года крупнейшую европейскую мебельную сеть Kika / Leiner Group ждут новые потрясения. Закрываются филиалы, логистические центры, меняется руководство. В общей сложности рабочие места могут потерять более 1000 сотрудников.

В 1973 году Герберт Кох, зять Рудольфа Лейнера, открыл первый мебельный магазин Kika в Вене. Концепция  «Cash and Carry» была новой для Австрии и  стала довольно успешной. Один за другим открывались новые магазины, склады, логистические центры. Бизнес быстро развился в масштабную мебельную сеть.

Кроме стационарных магазинов Kika / Leiner активно  развивала интернет-торговлю. В 2005 году Kika была названа лучшим интернет-магазином  Австрии.   С 2000-х годов началась международная экспансия – прежде всего в страны Восточной Европы.  В 2009 году Kika начала открывать магазины в России, однако российская управляющая компания «Домашний интерьер»   в 2011 году приняла решение выйти из франчайзингового соглашения с австрийской группой Kika/Leiner group и развивать сеть под собственным розничным брендом Hoff.

К 2013 году Kika / Leiner  стала одной из ведущих мебельных сетей в Европе с числом сотрудников —  7500  человек в 73 подразделениях в семи странах. Число поставляемых артикулов товаров достигло 30 тысяч.  Наиболее крупный логистический центр в Санкт-Пельтене ( Австрия) имел  площадь около 100 тыс. кв. м и емкостью 30 тыс. мест хранения. Среднемесячный объем отгружаемых товаров составлял около 41 тыс. кубических метров.  Ежегодный оборот группы достиг 1,2 млрд. евро.

В июне 2013 года наследники основателей фирмы решили продать свой бизнес новым хозяевам – группе Steinhoff. Сумма сделки составила 375 млн евро.  Австрийцы надеялись, что их детище попало в надежные руки: «Для нас, как  семейного бизнеса, выросшего в этой стране, важно, чтобы новый владелец сохранил бренд, обеспечил непрерывность и безопасность развития. Вот почему мы остановили свой выбор на Steinhoff. На сегодня это не только чрезвычайно успешная компания – это, как и мы, семейное предприятие со схожей философией качества».

Новый владелец, фирма Steinhoff была основана в 1964 году   в Германии и специализировалась на импорте мебели из стран Восточного блока. После падения «стены» компания приобрела нескольких своих поставщиков и организовала производство в Восточной Германии. В 1998 году компания была реорганизована и зарегистрирована как Steinhoff International Holdings Ltd на Йоханнесбургской фондовой бирже (ЮАР).

Благодаря дальнейшим приобретениям, особенно в Африке, Австралии и Соединенном Королевстве, группа Steinhoff значительно выросла в 2000-е годы и восточногерманские мебельные фабрики были закрыты. После приобретения французской мебельной розничной сети Conforama  в 2011 году Steinhoff  стал вторым по величине мебельным ритейлером в Европе после Ikea. Таким образом, австрийская Kika в 2013 году попала в руки не немцев, а южноафриканцев, хотя и с немецкими корнями.

В 2015 году  группа Steinhoff открыла штаб-квартиру в Амстердаме и ее акции начали котироваться на Франкфуртской бирже. К тому времени в группе работало уже около 112 тысяч сотрудников и оборот составлял около 13 млрд. евро. Поглощения различных смежных бизнесов  продолжались. Например, в  августе 2016 года  стало известно о сделке по  приобретению крупнейшей в США матрасной фирмы Mattress Firm за 3,4 млрд евро.

Все было спокойно до конца 2017 года.  Аналитики уже прогнозировали на 2018 финансовый  год  для Steinhoff продажи в размере до    21 млрд евро и  прибыль — 1,7 млрд. Но   5 декабря 2017 года  стало известно о нарушениях в финансовой отчетности Steinhoff. Генеральный директор Steinhoff  незамедлительно подал в отставку и на следующий день акции компании потеряли 60 % своей стоимости. К концу декабря потери составили уже 90 %.

В апреле 2018 года было объявлено, что австрийская мебельная сеть XXXLutz выкупает у  Steinhoff  долю немецкого мебельного дискаунтера Poco за 266,25 миллиона евро.  С 2008 года Poco принадлежал Steinhoff International Holdings и XXXLutz Group в соотношениях   50 % на 50 %.
В начале июня стало жарко в   Kika / Leiner.   В связи предстоящей в конце месяца массовой выплатой отпускных возникла нехватка финансов и проблемы  с обслуживанием кредитов. Над Kika нависла угроза банкротства. После того, как поглощением заинтересовалась группа  XXXLutz, на сцену вышла риэлтерская компания  Signa Holding тирольского инвестора Рене Бенко и 22 июня 2018 года Kika / Leiner была им выкуплена за 550 млн евро. Signa   среди прочего владеет немецкими торговыми домами KaDeWe и  Karstadt, а также около 100 интернет-магазинами в 20 странах.  В Signa Retail Group в настоящее время работает около 20 000 человек. Оборот в последние годы составляет более  4 млрд евро.

«Политика предыдущего владельца поставила группу Kika / Leiner на грань несостоятельности», — заявили в  Signa. Предстоит серьезная реструктуризация. До конца 2018 года будут закрыты ряд магазинов и логистических центров. В остальных подразделениях, включая штаб-квартиру в Санкт-Пельтене, будет пересмотрено штатное расписание.

Из примерно 5100 рабочих мест около 1100 может быть в конечном итоге ликвидировано. Для сотрудников, которые узнали о планах такой радикальной перестройки в прошлый четверг, это стало шоком. Но, с другой стороны,  только существенное сокращение издержек и оптимизация  бизнес-процессов  поможет возродить традиционную австрийскую мебельную компанию. «Мы абсолютно уверены в том, что с сильным основным бизнесом  Kika / Leiner снова станет успешной», — говорит Вольфрам Кейл, управляющий директор Signa-Retail GmbH.

Комментарии автора:

Вряд ли такая рядовая для современного мира поглощений и слияний история обратила бы на себя внимание, если происходящее не затронуло известную компанию из нашей мебельной отрасли.  Тем не менее, приведенная выше информация  позволяет сделать некоторые выводы.

  1. Укрупнение, объединение, консолидирование – не являются синонимами надежности. В очередной раз это продемонстрировано — большая группа, входящая в состав еще более крупного холдинга стала заложником проблем головной компании.
  2. Слияния и поглощения ( mergers and acquisitions,M&A) – распространенная в последнее время стратегия укрупнения бизнеса. Естественным путем рост компании происходит гораздо медленнее.  Однако, таким образом наращивается только объем — эффективность не только не повышается, но часто снижается. Исследования подтверждают — 57 % компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям развития от других участников данного рынка.
  3. Бизнес-идеи долго не живут. Найденный в 1970-е годы «золотой ключик»  не может обеспечит удачу на многие десятилетия. Для успеха необходимы перемены и умение ими управлять (improvement).
  4. В России тема смены поколений собственников только начинает набирать актуальность. На Западе традиции столетних семейных предприятий постепенно уходят в прошлое. Внуки и даже дети часто не хотят продолжать дело. Семейный бизнес продается международным холдингам, инвестиционным фондам и т.п. При этом бренд, как правило, сохраняется и клиенты  какое-то время не замечают изменений. Однако, без «родителя» семейный бизнес переходит в фазу заката, которая длится обычно не более 5-10 лет.
  5. И еще кое-что бросается в глаза —  угроза банкротства только из-за того, что единовременно в июне не хватило наличности для выплаты отпускных ?  На фоне задолженности по зарплате по полгода, не смотря на суровые законы, это выглядит необычно для российского бизнеса.